Полетел не так: американская попытка сбить астероид высветила ряд проблем

Подведены итоги миссии DART, это первый в истории эксперимент реального ударного воздействия на небесное тело. На астероид Диморф направили зонд, он врезался в «небесного странника» и изменил его орбиту. Правда, не совсем так, как планировали, но это только первый опыт

Малых астероидов, с размерами от 140 до тысячи метров, минимум, 25 тысяч в пределах видимости. Столкновение с Землей вполне вероятно, они уже случались не раз, с серьезными последствиями для планеты и ее обитателей. Как предотвратить угрозу? Например, с помощью кинетического удара, решили астрофизики. И опробовали эту технологию.

РИА Новости подробно рассказывает об этом уникальном американском эксперименте.  Аппарат DART запустили в космос в ночь на 24 ноября 2021 года. Он пошел на таран Диморфа 27 сентября 2022 года. Этот астероид имеет диаметр порядка 160 метров, вращается вокруг более массивного собрата, размеры Дидима — 780 метров в поперечнике.

Несколько месяцев шел анализ полученных данных, наконец, результаты опубликовали в серии из пяти статей в журнале Nature. Скорость аппарата в момент столкновения была 6,14 км/сек. Масса астероида — около 4,3 млн тонн. Из него выбили порядка 1000 тонн грунта. Сначала небесное тело стало еще более красным, видимо, из-за разогрева пылевого облака, потом остыло, обрело синий оттенок.

Ученые прогнозировали, что сдвинут астероид с орбиты так, что он станет ближе к Дидиму, сократит период обращения на 10 минут. По факту сдвиг оказался втрое больше, на 33 минуты. Эксперты предполагают, что не учли важный фактор: эффект отдачи оказался мощнее, чем сам удар. Виной всему рыхлая порода астероида, он «посыпался» сильнее, чем ожидалось, отсюда и более резкая отдача. К тому же зонд врезался в него почти по центру, что тоже усилило последствия.

Ученые планируют изучать результаты своей бомбардировки и дальше. Для чего разработана специальная программа «Гера», предусматривающая посылку к астероиду нового космического исследовательского аппарата.