Европа хочет бесплатного транзита через Сибирь: что говорят эксперты


Источник фото: RG.ru
Последнее время в Сети появляется все больше сообщений о том, что Европа хочет бесплатно летать через Сибирь, и якобы намекает России на то, что может смягчить санкции. Политолог Александр Роджерс, на которого ссылается издание Life.ru, рассказал о том, кто и сколько хочет сэкономить на полётах через Сибирь, и почему это не получится.


Почему Европа хочет бесплатно летать через Сибирь


Руководитель генерального директората по транспорту Еврокомиссии Хенрик Хололей заявил, что, «если однажды у нас будет возможность увидеть открытое российское воздушное пространство, кое-что должно исчезнуть: роялти за полеты над Сибирью».

То есть Европейский союз хочет, чтобы Российская Федерация перестала взимать плату с иностранных авиакомпаний за пролет над своей территорией, в частности над Сибирью. Начал взимать соответствующую плату еще Советский Союз, а Россия просто продолжила эту практику. На самом же деле вопрос об отмене такой платы не является чем-то новым. Европейский союз поднимал эту тему еще десять лет назад, до ухудшения отношений между РФ и ЕС в связи с их поддержкой антироссийского государственного переворота на Украине. Однако тогда эти запросы были не менее безосновательны, чем сейчас.

Цена вопроса


Цена вопроса в 2013 году составляла порядка 350 миллионов долларов в год. Европейские чиновники говорили, что такая плата съедает доходы западных авиакомпаний от подобных перелетов. Только и тогда, и сейчас, это, по мнению специалистов, было откровенным враньем.

Плата за пролет через территорию другой страны является стандартной практикой. Более того, ценник от России был всего 95 долларов за 100 километров, в то время как в Германии плата за транзит составляла 180 долларов, а в Англии — 220.

Эксперты не считают это «торговлей воздухом». По их словам, в эту сумму входит диспетчерское сопровождение самолетов на всем протяжении пути. координирование и коррекция курса, согласование высоты, времени и направления пролета, иное взаимодействие с диспетчерскими службами. Кроме инфраструктуры диспетчеров, под это дело еще и специально выделяется диапазон частот, что также подлежит лицензированию. Плюс еще и работа метеорологов, которые отслеживают погодные условия по всему маршруту. То есть это не просто «берешь и летишь», а сложный и затратный процесс.

Проблемы при перелётах без оплаты


Эксперты говорят, что без платы в теории летать можно, но и здесь есть свои проблемы. Без диспетчерского сопровождения неизбежно последуют отклонения от курса, а это, в свою очередь, увеличит расход топлива и грозит попаданием в сложные погодные условия, что и вовсе ставит под угрозу безопасность и самолетов, и пассажиров.

Можно летать и вокруг территории Российской Федерации, но это будет обходится в «копеечку». Впрочем, сейчас этот вопрос поднимать никто не будет, ибо Европейский союз сам первым ввел запрет на пролет через свою территорию российских самолетов, а Россия закрыла для них свое небо в ответ. Финансовые потери, которые несут западные авиакомпании в связи с закрытием такого выгодного направления, как транссибирские перелеты (из ЕС в Китай, Японию и прочую Юго-Восточную Азию и обратно), уже поставили несколько этих компаний на грань банкротства.