Женщина могла быть создателем гигантской амфоры, возрастом почти 3 тысячелетия


Фото из открытых источников
Уникальная амфора Дипилон, высотой 1,5 метра, датируемая 700 г. до н.э., является шедевром древнегреческого гончарного искусства. Создатель этого гигантского изделия, наряду со всеми другими, создававшими древнегреческие шедевры керамики, всегда считался мужчиной. Однако археолог Сара Мюррей выдвинула теорию о том, что женщины играли более важную роль в создании керамики, чем считалось ранее, сообщает Greek Reporter.
 
Снаружи амфора покрыта изысканной росписью, изображающей сцену похорон. Здесь можно увидеть человека с осиной талией и стилизованными фигурами животных, а также геометрические узоры. Амфора была найдена в Афинах у ворот с названием Дипилон, неподалеку от входа на старое кладбище.
 
Создатель этого гигантского изделия, наряду со всеми другими, создававшими древнегреческие шедевры керамики, всегда считался мужчиной. В научном мире даже есть устойчивое словосочетание «дипилонский мастер».
 
Но что, если создательница этого поразительного надгробного памятника и многих других гончарных изделий на самом деле была женщиной? Сара Мюррей, классический археолог из Университета Торонто, вместе с двумя своими студентами подвергают сомнению давние убеждения в этой области.
 
Они считают, что женщины не только участвовали в изготовлении художественной керамики, но и играли ведущую роль в этом виде ремесла в раннем греческом железном веке, который длился с 1050 г. до н.э. по 700 г. до н.э.
 
К сожалению, письменных источников, относящихся к той эпохе, не сохранилось. Однако, сама керамика служит значительной частью исторических записей того времени в Греции.
 
«Керамика — это основа всего, что мы знаем о том обществе. Никто на самом деле не думал, что женщины участвовали в изготовлении глиняной посуды. По умолчанию считалось, что этим занимались мужчины», — пишет Сара Мюррей в своей статье в  American Journal of Archaeology. 
 
Действительно, из достоверных источников по греческой истории известно, что в древнем обществе на этой территории доминировали мужчины.
 
Однако Мюррей и ее команда выдвигают теорию о том, что из-за огромных социальных сдвигов, которые при переходе общества из бронзового века в железный, женщины могли получить новые социальные роли и начать создавать глиняную посуду.
 
Дело в том, что при переходе из одной эпохи в другую произошло ощутимое сокращение населения, что, по словам Мюррей, привело к тому, что количество обязанностей, возложенных на женщин, выросло. Одним из новых занятий могло стать создание керамики.
 
В качестве доказательства, исследователь приводит в пример геометрические узоры на амфоре Дипилон, в частности, зигзаги и ромбы, которые ранее были не характерны для изделий на этих территориях.
 
Сара Мюррей считает, что на самом деле это может быть воссоздание геометрических узоров, используемых в ткачестве, которое в то время было чисто женским искусством. 
 
Тот факт, что сама амфора изображает скорбящих, является, по мнению исследователя, еще одним доказательством, которое объясняется тем, что женщины всегда играли огромную роль в похоронных ритуалах, включая подготовку тел.
 
Кроме того, большая часть керамики железного века несет в себе мотивы повседневной жизни женщин — ткачества и других типично женских работ. Более поздняя керамика архаического периода часто украшалась батальными сценами и даже стихами, пересказывающими эпические битвы.
 
В настоящее время проводятся исследования по тщательному изучению керамики на предмет отпечатков пальцев древних гончаров, которые могут пролить свет на пол человека, создавшего изделие.