Меню

Сочинение на тему любовь вам и не снилось



Жизнь складывается не только из любви? По повести Щербаковой (Школьные сочинения)

Многие задаются вопросом о том, из чего же всё-таки складывается жизнь, состоит ли она только ли из любви. А как бы вы ответили? Я считаю, что жизнь состоит не только из любви, но и из многих других чувств, эмоций. Что же такое любовь? Любовь — это чувство привязанности к чему то или кому то, желание отдавать всего себя ради кого-то, стремление сделать кого-то счастливым. В жизни мы стремимся получать положительные эмоции, но и без отрицательных не обходится. Давайте попробуем разобраться, как же можно ответить на вопрос о том, из чего складывается жизнь (по повести Щербаковой).

Галина Николаевна Щербакова — удивительный человек. Она написала прекрасную повесть «Вам и не снилось». В ней очень ярко описывается тема любви. Главные герои полюбили друг друга довольно быстро, но до этого они даже и не задумывались о подобном.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Мальчик жил своей жизнью, девочка — своей. Их жизнь не зависела от того, как часто они видятся, разговаривают, касаются друг друга. Ребята просто жили своими жизнями. У Юльки прекрасная семья, друзья, с которыми прекрасно общается абсолютно на любые темы. У Ромки тоже все не так плохо. Каждое утро он делает зарядку, ходит гулять, учится, общается. После того, как ребята встретились, их жизни стали зависеть друг от друга. Когда они долго не виделись или не разговаривали, то очень скучали. Когда Ромку перевели в другую школу, то ребята страдали вместе. Но значит ли это, что вся жизнь состоит лишь из любви? Не думаю. Да, это одна из самых важных частей жизни, но не единственная. Мы не можем прожить положенный нам срок и ни разу не испытать грусть, боль, печаль. Эти эмоции так же являются частью жизни. Даже одиночество — одна из составляющих. Герои романа показали, что жизнь может состоять как из любви, так и просто из счастливых или грустных моментов. Даже юлькина мама, когда увидела спустя много лет ромкиного отца, очень удивилась и отчасти расстроилась. Да, у неё есть любовь в жизни, но это не исключает того, что она не испытывает других эмоций, ничем другим не дорожит.

Любовь бывает разная, без не никуда. Однако, жизнь не состоит только лишь из этого чувства, это было бы глупо: быть вечно окрыленным, не замечающим вокруг ничего, кроме любимого человека. Для этого нам и даны разные эмоции, ситуации, в которые мы очень часто попадаем. Эта важная часть нашего существования никогда не исчезнет, но она и никогда не будет единственной. Жизнь складывается не только из любви.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id73543

Источник

Фильм «Вам и не снилось»

Художественный фильм режиссера Ильи Фрэза. Искренность и полная отдача актеров. Эмоции и чувства взрослого мужчины, а не плаксивого мальчика. Барьер взрослости и характер общения родителей и Ромы. Дидактизм и душевные переживания главного героя.

Рубрика Культура и искусство
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 03.12.2015
Размер файла 15,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Фильм «Вам и не снилось»

Я в восторге от данного фильма, он рассказывает о высоких чувствах. Таких нравственных, искренних фильмов в наше время мало. Это советский художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести «Роман и Юлька», написанной Галиной Щербаковой.

Тема фильма — любовь. Но главное отличие этого фильма от других — это то, что любовь показана необычайно правдоподобно, как чистое и нежное чувство, а не та «любовь», которую сейчас очень часто путают с обычной похотью, пошлостью и развязностью. Каждый актер этого фильма играет особую роль, показывая какие разные бывают люди и как они каждый по-своему смотрит на ситуацию взаимной, крепкой любви. Актёры, исполняющие главные роли, показали эту тему с особой искренностью и полной отдачей. Актер Никита Михайловский, который играет Романа, сумел передать эмоции и чувства взрослого мужчины, а не плаксивого мальчика, которых сейчас очень много на телевизионных экранах, мужчины, который найдёт выход из любой ситуации и будет крепкой опорой для своей девушки. Что касается Татьяны Аксюты, то она поразила в своей игре сочетанием наивной доверчивости, трогательности с силой характера и решительностью, не считая того что она была старше своего партнера на 7 лет.

Мать Кати очень счастлива во втором браке и наслаждаясь этим счастьем, хорошо понимает дочь. Также поддержку и понимание проявляет учительница русского языка, которая увидела тепло и привязанность этих детей друг другу. Ведь она так и не смогла полюбить после того, как собственная мать в школьные годы запретила ей дружить с Рыженьким мальчиком. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви. Ревнивая мама Ромы, посчитала нужным оградить своего сына от ранней любви, но она не подумала о внутреннем мире, о психологическом состоянии своего ребенка. Она сделала вывод о девочке, только по её маме, но главную роль здесь сыграла ревность. Но, ни консервативная директриса, ни мнимо больная бабушка, ни влюбленная одноклассница, которая преследовала Рому, не смогли разлучить этих детей. Хотелось бы сказать о барьерах, которые присутствуют в данном фильме. Первый барьер — барьер взрослости, он прослеживается в общении родителей и Ромы. Это проявляется в том, что они его не понимают и ставят свои взрослые интересы важнее детских. А вот у учительницы нет этого барьера, для нее дети это друзья, товарищи. Они понимают друг друга, и она всячески их поддерживает, но в силу этого у нее непонимание с родителями.

На протяжении всего фильма прослеживается барьер занятости — это второй важный барьер. Родители работают и дети предоставлены сами себе, в то время это был частая ситуация в семье, хотя и сейчас материальная сторона многих семей заставляет родителей много времени проводить на работе. Третий барьер — барьер воспитательных традиций, проявляется в том, что бабушка начинает воспитывать внука, говоря ему: « а в наше время…», несмотря на то, что время изменилось. Четвертый — барьер старого стереотипа, прослеживается в общении учительницы и ее мамы. Мама до сих пор учит и старается повлиять на свою дочь, не понимая, что дочь взрослая и самостоятельная. Их общение до сих пор строится: мать-дочь, а общение уже должно быть, как у двух взрослых женщин. И последний барьер — барьер дидактизма, можно рассмотреть в общении мамы и Ромы. Она ставит свои цели и диктует ему, что и как должно быть в его жизни не считаясь с его чувствами и душевными переживаниями.

Читайте также:  Снится фотография на которой я голая

Не могу сказать, что этот фильм для детей. Он довольно сложный и тяжелый. И вообще на протяжении всего фильма, кажется, что произойдет что-то трагичное. Так, например, в последней сцене Рома выпрыгивает в окно и в моей голове сразу возникает трагедия но, слава богу, все складывается удачно. Больше всего в фильме я переживала за Катю. Она такая маленькая, хрупкая, ранимая и психологически могла сломаться в любой момент. В наше время достаточно много ситуаций проблемной любви. Но поддержка мамы спасла ситуацию. Смотреть данный фильм, думаю нужно в сознательно-взрослом возрасте. Тогда будет возможность поистине оценить всю прелесть и ценность картины. Эта любовь, она настоящая. Она может заставить волноваться любого, даже самого черствого зрителя. «Этих детей нельзя разлучать…» и я с этим полностью согласна.

художественный фильм актер герой

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика фильма «Фауст» режиссера Александра Сокурова. Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности А. Сокурова. Анализ влияния его киноленты на зрителя на основе различных рецензий и комментариев пользователей Интернета.

курсовая работа [647,8 K], добавлен 02.05.2013

Художественный анализ фильма «Завтрак у Тиффани»: сюжетная линия, процесс создания, образ главной героини. Исполнительница главной роли – Одри Хепберн, ее биография. Развитие жанров мелодрама и комедия в кино США. Взлёты и падения жанра мелодрамы.

курсовая работа [47,4 K], добавлен 16.06.2014

Увлечение Висконти музыкой и театром. Работа ассистентом режиссера Жана Ренуара. Участие в съемках фильмов «Тоска», «Дни славы». Деятельность в качестве режиссера театра. Искусство работы с актерами. Создание художественного направления — неореализма.

реферат [36,3 K], добавлен 10.04.2013

Юность, начало творческого пути одного из величайших режиссеров за всю историю кино Л. Рифеншталя. Танцевальная и актерская карьера, режиссерский дебют. Фильм о съезде национал-социалистической партии в Нюрнберге «Победа веры». Поздний период творчества.

курсовая работа [2,7 M], добавлен 21.06.2014

Метаистория как основа для изучения публичной истории. Культурные репрезентации и кодинг/декодинг Стюарта Холла. «Новый исторический фильм» Роберта Розенстоуна: двойная интерпретация событий. Текстуальный и визуальный подходы к работе с историей.

контрольная работа [37,7 K], добавлен 08.01.2017

Анализ экранизации произведений Ф.М. Достоевского. Оценка популярности, недостатки в работе режиссеров, актеров, постановщиков над фильмами «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот», их близость к первоисточникам.

реферат [23,7 K], добавлен 18.12.2012

Отличительные черты итальянского неореализма. Отказ от стереотипного киногероя и типичных киносюжетов. Слияние языка киноигры и национальной традиции комедии масок. Участие непрофессиональных актеров, раскрытие человеческой психологии в фильмах Пазолини.

реферат [24,7 K], добавлен 24.11.2009

Жизнь и творчество С. Эйзенштейна, его путь в кинематограф, революционная трилогия, жизнь за границей. Фильм «Александр Невский». Художник будущего кинематографа. Фильм «Броненосец «Потемкин»»: общие сведения, сюжет и символы, музыкальное сопровождение.

реферат [27,5 K], добавлен 13.11.2008

Продюсерская концепция фильма. Разработка идеи и ее переход в синопсис. Работа над литературным сценарием. Режиссерская экспликация картины. Требования к основному составу съемочной группы. Выбор актеров и характеристики персонажей. Организация съемок.

дипломная работа [545,9 K], добавлен 27.08.2016

Анализ трудов Ю.М. Лотмана и И.Р. Пригожина, их основные положения, связанные с научными идеями. Оценка отзывов и рецензий с различных интернет–форумов, посвященных тематике фильма. Анализ фильма «Господин Никто» на основе полученного материала.

реферат [959,0 K], добавлен 22.07.2014

Источник

«Отзыв о фильме «Вам и не снилось…» (1980г.)»

Фильм «Вам и не снилось» увидел свет в 1980 году — практически тридцать назад. В свое время он был очень популярен — только в 1980 году его посмотрело более чем 26 миллионов зрителей. Кроме того, этот фильм получил несколько призов на кинофестивалях, в частности, за главную женскую роль в исполнении Татьяны Аксюты.

Но и сейчас, на мой взгляд, история о любви двух подростков не может не понравиться, не задеть за живое, не заставить сопереживать героям. По сути, это история Ромео и Джульетты, перенесенная в советское время. Десятиклассники Роман и Катя любят друг друга, причем любят по-настоящему, очень сильно и искренне.

Удивительно, но любовь сделала этих юных героев гораздо мудрее и взрослее, чем их родители, которые погружены в собственные переживания, сомнения и страхи. Из-за них они или не обращают внимания на своих детей (родители Кати), или всячески препятствуют их отношениям (мама Романа).

Однако все испытания (переход Ромы в другую школу, запреты и скандалы родителей, мнимая болезнь бабушки) лишь укрепляют любовь подростков. Они убеждаются, что не могут друг без друга и всю жизнь будут вместе.

Так и случается — финал фильма соединяет героев. Рома прыгает из окна бабушкиной квартиры и оказывается в объятиях Кати. Последние кадры запечатлевают, как они лежат, обнявшись, на снегу, а на них смотрят маленькие девочка и мальчик. И мы понимаем, что история Ромео и Джульетты вечна, как вечна настоящая любовь, она повторяется в каждом поколении, и никто и ничто не в силах ее уничтожить.

Известно, что фильм был снят по повести Г. Щербаковой «Роман и Юлька». В книге финал носил трагический характер — в конце повести герой погибал, выпрыгнув из окна. Писательница не захотела смягчить происходящее, показала, что душевная слепота и незрелость взрослых привела к гибели дорогого им человека, который, в отличие от них, был способен на настоящее чувство. Однако режиссер фильма Илья Фрэз сделал акцент на другом — на всепобеждающей силе любви.

Безусловно, в огромной степени обаяние этой картины обеспечивается актерами, исполняющими главные роли, — Татьяной Аксютой и Никитой Михайловским. На мой взгляд, они сумели максимально достоверно и ярко выразить характер своих героев, показать огромную силу чистой и искренней любви, связывающей Рому и Катю.

Хочется также отметить и роль Елены Соловей, сыгравшей классную руководительницу ребят. Имена она, учитель русского языка и литературы, женщина с несчастливой личной судьбой, смогла понять всю силу любви героев. Именно она становится своеобразным ангелом-хранителем для Ромы и Кати, потому что, в конце концов, разоблачает обман матери Романа.

Кроме всего прочего, фильм «Вам и не снилось…» примечателен пронзительной музыкальной темой (саундтреком, выражаясь современным языком). Всю музыку к фильму написал известный советский композитор А. Рыбников. Но особенно мне запомнилась песня, ставшая очень знаменитой после выхода фильма, — «Последняя поэма» на стихи Р. Тагора. В фильме ее исполняют Ириной Отиева и Вера Соколова. Эта песня, на мой взгляд, как нельзя лучше передает и суть чувства героев, и его нелегкую судьбу. Она настолько хороша и искренна, что живет до сих пор, пользуясь большой популярностью.

Таким образом, фильм «Вам и не снилось…» я считаю одним из лучших фильмов о жизни подростков. Здесь затронуто много проблем, актуальных во все времена. Но, несмотря ни на что, на первый план выходит оптимистичная тема торжества настоящей большой любви, которая живет в нашей жизни. Именно эту тему, как мне кажется, подчеркивает и название фильма — вам и не снилось, какое чудо бывает на свете, но каждый из вас может столкнуться с ним, потому что это необычайное чудо из разряда обыкновенных…

Читайте также:  К чему снятся много грибов и кладбище

Источник

Сочинение на тему любовь вам и не снилось

Юлька превращается в Катьку

Сравнение с шекспировскими влюблёнными неслучайно. Свою повесть Щербакова изначально назвала «Роман и Юлька», и она пролежала в редакции журнала «Юность» почти три года. И только когда съёмки фильма были в самом разгаре, Щербакову вызвал к себе главный редактор журнала Борис Полевой, маститый автор, создавший «Повесть о настоящем человеке».

Писатель честно признался: «Галина Николаевна, я был участником Сталинградской битвы. Я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то мальчишки начнут прыгать из окон. Измените последние два предложения, и мы напечатаем повесть».

И действительно, в первом варианте главный герой погибает, выпав из окна. Щербакова тут же переписала финал, оставив его открытым для читателя. Каждый сам мог решить, погибает Ромка или нет.

Однако, пока повесть пылилась в редакции, Щербакова отправила её на Киностудию имени Горького. Просто положила в конверт, написала «Сергею Герасимову» – больше она никого не знала по имени – и отнесла на проходную студии. Конверт с рукописью был доставлен Сергею Аполлинариевичу Герасимову. Вернее, он попал в руки его супруге Тамаре Макаровой, которая через три дня перезвонила Щербаковой и сказала: ей всё очень понравилось, и она приложит все силы, чтобы фильм по этой повести вышел на экраны.

Так и случилось. Буквально через несколько дней Галина Щербакова начала работать с режиссёром Ильёй Фрэзом над сценарием под рабочим названием «Вам и не снилось». «Роман и Юлька» отмели сразу же чиновники из Госкино: «Что это, автор себя с Шекспиром сравнивает?» И Юлька превратилась в Катьку.

Да и вообще сама идея, что в стране может появиться фильм о подростковой любви, тоже вызывала большие сомнения. Но поддержка со стороны авторитетных кинематографистов и энтузиазм самого Фрэза, который на тот момент уже снял фильмы «Васёк Трубачёв и его товарищи» и «Приключения жёлтого чемоданчика», помогли приблизить начало съёмок.

Монтекки и Капулетти московских новостроек

Откуда же взялась история о мальчике, который из-за любви выпал из окна? Из настоящей жизни Галины Щербаковой.

Когда её сын учился в десятом классе, он влюбился в девочку из соседнего подъезда. Когда родители уехали в отпуск, оставив подростка на попечение близких друзей, тот решил произвести впечатление на даму сердца. Юный герой стал карабкаться по водосточной трубе до шестого этажа, чтобы оставить записку с романтическим содержанием на подоконнике любимой. Но на середине опасного восхождения труба сломалась, и мальчик упал. К счастью, отделался ушибами. Но этот случай, доказывающий, на какие подвиги способны юные пылкие сердца, потряс писательницу, и она не могла не перенести его на бумагу.

Илья Фрэз подбирал актёров так, чтобы две семьи выглядели максимально контрастно. Ведь Лавочкины и Шевченко – это Монтекки и Капулетти московских новостроек.

Мама Ромки Лавочкина (Лидия Федосеева-Шукшина) – обычная ревнивая женщина не самого большого ума. Её супруг (Альберт Филозов) – тоже личность не выдающаяся, но человек добрый, отзывчивый. Он не в силах противостоять своим былым чувствам по отношению к первой любви – маме Катьки Шевченко.

Пожалуй, ключевая фигура этой драмы – мама Кати, Людмила (Ирина Мирошниченко), женщина «с несоветской внешностью», необычной причёской, точёной фигуркой, одетая в фирменные джинсы, подчёркивающие её особую индивидуальность. В роли Людмилы Фрэз видел только Ирину Мирошниченко. Незадолго до начала съёмок актриса попала в аварию, однако он терпеливо ждал её выздоровления, категорически отвергая других кандидаток, одной из которых была Ада Роговцева.

Актёрский ансамбль, составленный из противоположностей, дополняет супруг Людмилы, мужчина в вельветовом пиджаке (Евгений Герасимов), способный понять переживания падчерицы и всегда готовый прийти на помощь.

Возможно, некоторые персонажи фильма получились утрированными, к примеру, мать Ромки, не говоря уж о директоре школы Марии Алексеевне (Нина Мазаева). Этой строгой женщине чужды переживания подростков, она меряет горе исключительно по перенесённым лишениям: война, голод. Всё остальное – ерунда, переживётся, перетрётся… Она так и говорит: «Вам и не снилось, что такое горе».

Только вот юные герои всей своей жизнью отвечают: «Вам и не снилось, что такое любовь».

Между враждующими сторонами встаёт нежная Татьяна Николаевна, Танечка, учитель литературы. Елена Соловей явно использовала актёрский рисунок, найденный ещё в роли Ольги Вознесенской из фильма «Раба любви». В современном мире её героиня тоже оказывается в жестоком мире, где детям ломают психику, где счастье совершенно недостижимо для юных влюблённых.

Сама Танечка тоже не идёт на компромисс в личной жизни. Её возлюбленный Михаил (Леонид Филатов) – это взрывная смесь эгоцентризма и мужского обаяния. В итоге он женится на молоденькой лаборантке, готовой на всё ради него.

Завершает блестящий актёрский ансамбль Татьяна Пельтцер – легенда кино и театра, сыгравшая ленинградскую бабушку Ромки. Эта решительная и бескомпромиссная женщина, одетая в спортивный костюм, лишена всяческих сантиментов и не собирается щадить чувства подростков.

Эпизодические роли сыграли Елена Майорова (соседка Кати) и Руфина Нифонтова (мать Танечки).

Сыграть глубокие чувства

А главные роли в фильме исполнили Татьяна Аксюта (Катя Шевченко) и Никита Михайловский (Рома Лавочкин).

С трудом верится, что Аксюта старше своего партнёра на целых семь лет. Татьяне на момент съёмок исполнилось 23 года, она уже была состоявшейся актрисой и замужней женщиной. Никите же только исполнилось 16, однако он тоже не являлся новичком в кинопрофессии. Впервые Михайловский появился на экране в пятилетнем возрасте, а потом работал моделью на показах подростковой одежды.

Илья Абрамович Фрэз долго искал исполнителя роли Романа Лавочкина, пока ему не посоветовали посмотреть на одного мальчика из Ленинграда. С первого взгляда режиссёр понял, что нашёл своего героя. Никита потерял маму в 14 лет, и это наложило глубокий отпечаток на судьбу юного актёра. Фрэза поразил недетский взгляд парня, и у режиссёра появилась уверенность: «Такой сможет сыграть глубокие чувства».

За три года до фильма «Вам и не снилось» Михайловский снялся в замечательной картине «Дети как дети» и стремительно стал знаменитым. Затем сыграл ещё в нескольких фильмах, одним из которых в 1986 году стал «Зонтик для новобрачных», где его партнёршей была Вера Глаголева. Он был творчески одарённым и разносторонним человеком, писал стихи и картины. Человек с большим сердцем, Никита помогал всем, кто к нему обращался. Малознакомые люди находили приют в его доме. Он активно занимался благотворительностью, собирал деньги для детей с онкологическим диагнозом.

Читайте также:  К чему снятся новые сапоги на подруге

Но судьба нанесла удар исподтишка – у самого Михайловского обнаружили лейкоз. Чтобы вылечить обаятельного парня, деньги тогда собирали всем миром. Друзья, известные артисты, Борис Ельцин, Гарри Каспаров и даже премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер старались помочь Никите.

Лечение он проходил в Лондоне. Незадолго до ухода Никита обвенчался со своей женой Катей и взял себе творческий псевдоним «Роман». Так и подписывал свои стихи и картины. Ему казалось, что он и его жена – те самые влюблённые из фильма «Вам и не снилось». Перед смертью он шептал ей: «Не переживай. Мы как Ромка и Катя. У них же в фильме всё хорошо кончилось».

Чуда не случилось, светлый и добрый парень Никита скончался в 1991 году. Ему было всего 27 лет. Но остался его Ромка – трогательный и сильный, готовый защищать свою маленькую Катьку от всех невзгод.

Татьяна Аксюта вовсе не отождествляла себя с Катей Шевченко. Первые четыре года она вообще не могла смотреть эпизоды со своим участием, ей казалось, что всё пронизано фальшью!

А вот зрители считали совсем иначе. Писали письма Кате, признавались в любви. Поклонники дежурили у подъезда, а самые смелые даже пытались залезть в окна её квартиры. Вспоминая забавный случай, связанный с собственной популярностью, Аксюта рассказывала, как однажды в троллейбусе к ней подошёл мужчина, который узнал в ней героиню фильма «Вам и не снилось». Он признался, что узнал по ушам! «У вас такие уши, что я их на всю жизнь запомнил»…

И действительно в самой нежной сцене фильма, когда ребята «молятся» фонарному столбу и на Катьку в венке из кленовых листьев смотрит Ромка, её уши смотрелись так трогательно, что не влюбиться в эту девочку было невозможно.

Чудесный зелёный венок, по которому ползала красная божья коровка, появился в кадре совершенно случайно. Ребят привезли на съёмку утром, но пока всё готовили и ставили свет, прошло несколько часов. От нечего делать Таня собрала листья и смастерила венок. Всем он очень понравился, так и вошёл в запоминающиеся эпизоды.

Аксюта вовсе не жаждала всесоюзной славы, она совершенно не типичная актриса. У неё есть удачные работы в кино, например, в «Сказке странствий», где она сыграла главную роль в партнёрстве с Андреем Мироновым. Много лет актриса служила в Московском молодёжном театре, но впоследствии спокойно оставила большую сцену и кинематограф и стала вести детский драматический кружок в парке «Сокольники».

А с Татьяной Ивановной Пельтцер после совместных съёмок Аксюта так сблизилась, что именно ей, самой первой, призналась в своём скором материнстве.

Брак Татьяны с Юрием Аксютой, будущим известным продюсером, случился по большой любви. У них родилась Полина, затем последовал развод. Но Татьяна до сих пор вспоминает бывшего мужа с теплотой. Его фамилию она носит и сейчас, а в девичестве была Голубятниковой.

Фильм «Вам и не снилось» снимали в Москве и Ленинграде. Волшебство кино так неразрывно соединило эти два города, что Ромка падает из окна ленинградской квартиры, а приземляется в московский сугроб.

Ещё одним полноправным героем фильма стала музыка Алексея Рыбникова. Сочинения этого композитора обладают поистине гипнотическим эффектом. Сегодня даже не верится, что эта мелодия написана вовсе не для картины «Вам и не снилось». Ещё за десять лет до выхода ленты на экраны композитор написал свой чудесный мотив для фильма «Остров сокровищ», но там он, к счастью, не пригодился.

Мелодия лежала и ждала своего звёздного часа. Когда к Рыбникову обратились с просьбой написать музыку к новому фильму, он вспомнил свою прежнюю работу. И тут ему попались на глаза стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис. Композитор поразился, насколько органично легли строки на уже сочинённую музыку.

Так появилась песня «Последняя поэма», которая уже сорок лет никого не оставляет равнодушной. Интересно, что у Тагора никогда не было стихотворения с таким названием, зато был роман, написанный в 1929 году. «Последняя поэма» («Прощальная песнь») повествует о любви юноши Омито к красавице по имени Лабонно, но он женится на Кетоки: «То, что привязывает меня к Кетоки, – любовь. Но эта любовь – как вода в сосуде, которую я пью каждый день. Любовь к Лабонно – это озеро, которое нельзя вместить в сосуд, но в котором омывается моя душа». Лабонно же, несмотря на свои чувства к Омито, тоже выходит замуж за другого. И тогда она пишет своему недосягаемому возлюбленному длинное прощальное стихотворение, в котором есть такие слова:
Всё к лучшему, и ты разлуку нашу
Не смей оплакивать со мною – обещай!
Я вновь могу наполнить жизни чашу,
Мой друг, прощай!

Аделина Адалис, талантливая русская поэтесса и переводчица, ученица Валерия Брюсова, по-своему переосмыслила текст Тагора, и родились строки, которые сегодня знает каждый:

«Последнюю поэму» записал вокально-инструментальный ансамбль с эпатажным по тем временам названием «33 1/3», где пели Ирина Отиева и Вера Соколова. Эти замечательные исполнительницы и подарили свои голоса бессмертной песне.
Песня начинает звучать уже на заглавных титрах фильма, а мастерски аранжированные отрывки из основной мелодии ведут героев по всему киноповествованию до самого финала.

Сидят в сугробе

Поразительный эффект произвёл этот фильм на подростков и молодёжь восьмидесятых. Герои фильма стали частью нашей жизни, придуманной и настоящей одновременно. Многие просто чувствовали себя внутри этой трогательной истории, считали, что нужно непременно всё объяснить маме Ромки! Ведь Катя не виновата, что Ромкин отец много лет назад был влюблён в её мать. А ещё очень хотелось дать сковородкой по башке бабушке Ромки, которая прятала от него письма и притворялась больной, чтобы удержать внука вдали от страдающей Катьки.

В повести открытый финал, но произведение Галины Щербаковой рифмуется с «Ромео и Джульеттой», а это всё-таки трагедия. Писательница в сценарии фильма тоже настаивала на печальном финале, но этому воспротивился режиссёр, да и все остальные. Поэтому в конце фильма как бы стоит многоточие…

Мы ведь действительно не знаем, насколько серьёзные травмы получил мальчик после падения. Выживет ли он? Но надежду зрителю оставили. И ещё остаётся вера в нескончаемость любви. Когда Рома и Катя сидят в сугробе, на них внимательно смотрят совсем маленькие мальчик и девочка, и мальчик заботливо стряхивает снег с шубки девочки.

Спустя много лет дочь Галины Щербаковой Екатерина написала продолжение истории Ромки и Катьки, повесть «Вам и не снилось… Пятнадцать лет спустя». Здесь она не оставила камня на камне от той чистой, светлой истории любви двух юных сердец. Только жестокая реальность, которая разрушила иллюзию вечного счастья. И всё же…

Это не сон. Это не сон.
Это вся пpавда моя, это истина.
Смеpть побеждающий вечный закон –
Это любовь моя. Это любовь моя.

Опубликовано в №41, октябрь 2020 года

Источник